В зависимости от назначения трубопровода и параметров среды, поверхность трубопровода должна быть окрашена в соответствующий цвет и иметь маркировочные надписи.
Основные требования по нанесению окраски:
- Опознавательную окраску трубопроводов необходимо выполнять сплошной по всей поверхности коммуникаций или отдельными участками. При покрытии поверхности изоляции трубопровода металлической обшивкой (листами алюминия, оцинкованного железа и другими коррозионно-стойкими металлами) окраска обшивки по всей длине может не производиться. В этом случае в зависимости от транспортируемой среды должны наноситься соответствующие условные обозначения.
- При нанесении опознавательной окраски на трубопроводы участками, участки опознавательной окраски должны наноситься с учетом местных условий в наиболее ответственных пунктах коммуникаций (на ответвлениях, у мест соединений, фланцев, у мест отбора и КИП, в местах прохода трубопроводов через стены, перегородки, перекрытия, на вводах и выводах из производственных зданий и т. п.) не реже чем через 10 м внутри производственных помещений и на наружных установках и через 30-60 м на наружных магистральных трассах.
- При большом числе параллельно расположенных коммуникаций участки опознавательной окраски на всех трубопроводах обычно выполняются одинаковой ширины и наносятсях с одинаковыми интервалами.
- Для обозначения наиболее опасных по свойствам транспортируемых веществ на трубопроводы следует наносить предупреждающие цветные кольца.
- В случаях, когда вещество одновременно обладает несколькими опасными свойствами, обозначаемыми различными цветами, на трубопроводы одновременно следует наносить кольца нескольких цветов. Цвета опознавательной окраски для предупреждающих колец должны соответствовать, указанным в таблице.
Надписи на трубопроводах должны быть следующего содержания:
- на магистральных линиях — номер магистрали (римской цифрой) и стрелка, указывающая направление движения, а при возможном движении среды в оба направления — две стрелки, направленные в обе стороны;
- на ответвлениях вблизи магистрали — номер магистрали (римской цифрой), буквенные обозначения агрегата, номер агрегата (арабской цифрой) и стрелка, указывающая направление движения;
- в ответвлениях от магистралей вблизи агрегатов — номер магистрали (римской цифрой) и стрелки, указывающие направление движения.
- номер или условное обозначение запорного или регулирующего органа, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;
- на магистральных линиях — номер магистрали (римской цифрой);
- указатель направления вращения в сторону закрытия (З) и сторону открытия (О).
Цвета окраски трубопроводов
Наименование теплоносителя | Условное обозначение | Цвет окраски | ||
основной | кольца | |||
Перегретый пар (свыше14 МПа) | П. П./в. д. | Красный | Черный | |
Перегретый пар свежий
высокого давления (от 3,9 до 14 МПа) |
||||
Перегретый пар среднего
давления (до 3,9 МПа) |
П. П./с. д.
П. Пр./с. д |
Без колец | ||
Пар промежуточного перегрева среднего
давления |
Голубой | |||
Насыщенный пар свежий | П. Н. | Желтый | ||
Отборный пар и противодавление | П. 0. | Зеленый | ||
Вода химочистки | В. X. | Зеленый | Белый | |
Конденсат | В. К. | Синий | ||
Питательная вода | В. П. | Без колец | ||
Дренаж и продувка | В. Д. | Красный | ||
Техническая вода | В. Т. | Черный | Без колец | |
Пожарный водопровод | В. пож. | Оранжевый | ||
Тепловые сети: | Зеленый | |||
1) прямая | П. С. | Желтый | ||
2) обратная | 0. С. | Коричневый | ||
Маслопроводы | Коричневый | Без колец | ||
Газопроводы природного газа | Желтый | |||
Ацетилен | Белый | |||
Кислород | Голубой | |||
Сжатый воздух | Синий | |||
Углекислота | Оранжевый | |||
Щелочи | Фиолетовый | |||
Прочие вещества | Серый | |||
В зависимости от наружного диаметра трубопровода цветные кольца имеют ширину, мм | 50 | 70 | 100 | |
Наружный диаметр трубопровода или изоляции, мм | <150 | 150—300 | 300 |
При расположении штурвалов управления вблизи агрегатов нанесение буквенного обозначения и номера агрегата не обязательно.
Надписи на арматуре и приводах, как правило, располагаются следующим образом:
- при расположении штурвала вблизи корпуса вентиля (задвижки) — на корпусе или изоляции вентиля (задвижки) или на специальной табличке, жестко соединяемой с ними;
- при дистанционном управлении при помощи штурвала — на колонке или кронштейне штурвала;
- при дистанционном управлении с помощью цепи – на табличке, неподвижно соединенной с кронштейном цепного колеса и закрепленной в положении, обеспечивающем наилучшую видимость с площадки управления;
- при дистанционном управлении вентилем или задвижкой, расположенными под полом площадки обслуживания, при помощи съемного штурвала (конец вала утоплен в полу и закрыт крышкой) – на крышке с внутренней или внешней стороны;
- при дистанционном управлении с помощью электропривода – у пускового включателя, на вентиле или задвижке.
Надписи должны быть видны с мест управления вентилями, задвижками и т. п. Обязательно должны быть надписи в местах выхода и входа трубопровода в другое помещение.